Содержание
Природный камень — гранит, мрамор, песчаник и известняк — был и остается наиболее подходящим материалом для возведения архитектурных сооружений. Создание художественных произведений из камня — как монументальных объектов, так и малых архитектурных форм — непростая задача, требующая от мастера не только высокого профессионализма и обширного опыта, но и тонкого художественного вкуса. Несмотря на то что со времен, когда каждая деталь архитектурного декора создавалась вручную, прошли века, сегодня ручной труд так же ценен и активно применяется при создании каменных изделий. О том, как именно изготавливаются архитектурные формы из камня, мы расскажем в этой статье.
История развития камнерезных работ
Натуральный камень хранит в себе память тысячелетий. Каменные архитектурные формы позволяют нам в прямом смысле прикоснуться к истории. Как бы ни менялись интерьеры и стили, использовался ли камень в качестве основного материала для построек или лишь обрамлял их, его значительное влияние на мировую архитектуру трудно переоценить.
История камнерезных работ берет свое начало еще в эру палеолита. Тогда преимущественным видом работ по камню являлось обыкновенное скалывание. Однако уже в новокаменном веке в развитии камнерезных работ произошли серьезные изменения. Именно тогда человек впервые обратил внимание на абразивные свойства твердых минералов. Тогда же появляются первые примитивные камнеобрабатывающие инструменты — пилы и сверла.
Первые же детальные изображения, созданные человеком на камне, появились в эпоху бронзового века. Именно тогда зародилось искусство глиптики — высокодетализированной резьбы по камню, вместе с ним появились и первые обрабатывающие станки с вращающимся резцом. Позже люди стали активно использовать железные, а также алмазные камнерезные инструменты.
В эпоху средневековья интерес к производству резных каменных изделий возрос. У аристократии появился запрос на изысканные каменные изделия, который покрывался за счет работы придворовых цехов и камнеобрабатывающих мастерских.
Однако своего расцвета ювелирная резьба по камню достигает лишь в позднем средневековье. Строятся великолепные дворцы, украшенные резными колоннами, пилястрами и барельефами. Тогда же создают свои творения великие итальянские мастера, такие как Рафаэль и Микеланджело. Работы последнего — изваяния из каррарского мрамора, и сегодня считаются высочайшими достижениями всей мировой скульптуры.
Применение архитектурных форм в декоре
Каменные архитектурные формы активно используются для декора построек. Так, отличным украшением фасадов зданий становятся барельефы и горельефы — скульптурные изображения, выступающие над плоскостью фона. Также к декоративным архитектурным формам относятся колонны, капители, розетки, ротонды и другие резные каменные элементы. Такие декоративные формы могут украсить не только классические строения, но и фасады современных построек. Вопрос лишь в стилевом исполнении объекта каменной резки.
Современные технологии художественной резьбы
Художественная резка камня является древнейшим промыслом, но сегодня технологии шагнули далеко вперед.
В наше время мастера-камнерезы активно используют водоструйное оборудование. Принцип его работы основан на воздействии большого напора водных струй и мелких гранул кварцевого песка в качестве абразива. Такие агрегаты позволяют добиваться высокой точности и детализации рисунка на камне.
Достигать сверхточного результата современным камнерезам помогают 3D-технологии, позволяющие создавать объемные модели будущих изделий.
Этапы создания архитектурных форм
Процесс создания архитектурных форм из натурального камня — задача сложная и очень ответственная.
- На первом этапе производства заказчик детально раскрывает концепцию будущего изделия. С его слов создается техническое задание проекта, отрисовываются чертежи и эскизы. Для большей наглядности мастер может создать рабочую модель или макет изделия в масштабе.
- Второй этап подразумевает создание объемной 3D-модели изделия. Готовая 3D-модель транслируется на фрезерный станок.
- Несмотря на высокую точность современного оборудования, любое изделие требует ручной доработки. На третьем этапе происходит ручная шлифовка каменного элемента с использованием специального абразивного инструмента и мастики для камня.
- Заключительный этап создания архитектурной формы — обработка изделия защитной пропиткой. Такие растворы позволяют как можно дольше сохранить первоначальный внешний вид архитектурных форм из камня.
Малые архитектурные формы — что это?
Архитектурные формы из камня — это не только монументальные строения и сооружения. Одним из главных украшений любой экстерьерной или ландшафтной композиции являются так называемые малые архитектурные формы.
Малые архитектурные формы (МАФ) — это любые постройки и сооружения, не имеющие утилитарных функций и выполняющие роль исключительно декоративных, художественных элементов. Именно малые архитектурные формы создают уникальный образ всего ансамбля, добавляют ему индивидуальности и выразительности.
К малым архитектурным формам относят лестницы и балюстрады, фонтаны, скульптуры и статуи, вазоны, урны, садовую мебель, а порой даже более крупные постройки, такие как беседки и небольшие павильоны. Создание малых архитектурных форм тесно с связно с камнерезными работами, ведь зачастую такие декоративные элементы являются настоящими произведениями искусства.
В нашей мастерской вы можете заказать изготовление малых архитектурных форм любой сложности из качественного итальянского мрамора или травертина. Обращайтесь к нашим менеджерам, чтобы задать все интересующие вопросы и сделать заказ!