Содержание
Вряд ли кто-то сможет поспорить с тем, что античная греческая скульптура внесла свой неоценимый вклад в развитие всего мирового искусства. Именно изваяния античности стали эталоном для всех последующих поколений художников и скульпторов. И по сей день античные статуи считаются высшими достижениями мирового искусства всех времен.
Помимо культурных идеалов античная скульптура наложила свой отпечаток и на идеалы человеческие. Доказательством тому служат стройные и сильные мужчины, увековеченные в каменных скульптурах. Их фигуры тысячелетиями являются синонимами недюжинной силы и настоящей мужской красоты.
История античной мужской скульптуры
Гомеровский период (XII-VIII вв. до н. э.)
Гомеровский период, или «темные века» — это период в истории Древней Греции, датирующийся XI-XII веками до н. э. Несмотря на то что этот период древнегреческой истории характеризуется упадком культуры, именно он считается началом становления античной скульптуры.
К сожалению, монументальная скульптура гомеровского периода не сохранилась до наших дней. Однако ее описания, сделанные древними авторами, помогут нам узнать чуть больше об античных изваяниях.
Одними из первых античных скульптур считаются ксаоны — древнегреческие архаические культовые изображения. Статуи, изображавшие различных божественных существ, вырезали из дерева, и они лишь отдаленно напоминали человеческие фигуры. Зачастую такие скульптуры украшали предметами одежды или орудиями труда.
Помимо монументальной скульптуры в гомеровский период были широко распространены небольшие скульптурные изображения знаменитых героев или богов. Такие изделия создавались греками из слоновой кости, бронзы или терракоты.
Архаика (VII-VI века до н. э.)
Первые черты монументальной скульптуры начали формироваться в период архаики. Именно тогда изваяния стали приобретать более выраженные человеческие пропорции, на лицах появились улыбки. В это же время древние греки впервые создают образ юноши-атлета — куроса.
Куросом называют характерное для периода архаики скульптурное изображение юноши, чаще всего обнаженного. Для такого типа скульптуры характерна фронтальная поза, тесно прижатые к телу руки, легкая улыбка и слегка выдвинутая левая нога. Эти скульптуры стали олицетворением сильных, мужественных героев и воинов.
Наиболее ярким примером куроса архаичного периода стал «Аполлон Тенейский», созданный в 560-550 гг. до н. э. Несмотря на статичный образ, этот юноша являет собой идеал мужественности и героизма.
Еще одним широко известным примером послужит скульптурная группа Клеобис и Битон, созданная скульптором Полимедом Аргосским примерно в VII или VI веке до н. э. Строго фронтальные, симметричные фигуры имели лишь грубые очертания человеческого тела, однако именно они стали основами тех воинственных образов античного искусства, привычных нашему взгляду.
Ранняя классика (начало V века до н. э.)
Пришедший на смену архаике период ранней классики привес в античную скульптуру немало изменений. Прежде неподвижная статуя становится все более динамичной. Тела наполняются движениями, лица — эмоциями. Именно этот период древнегреческой истории явил миру признанного гения, одного из величайших скульпторов всех времен — Мирона.
Мужская скульптура стала одним из ключевых направлений работы автора. Многие свои скульптуры Мирон посвятил изображению атлетов в спортивной борьбе. Так, настоящей легендой, известной нам по мраморным копиям, стала скульптура «Дискобол». Приготовившийся пустить свой снаряд, атлет Мирона поражает анатомической достоверностью человеческого тела. То, как напряжен каждый его мускул, как сосредоточено его лицо — все это создает неподдельное чувство достоверности происходящего.
Высокая классика (конец V века до н. э.)
С конца пятого века до н. э. искусство Древней Греции входит в период Высокой классики. В сравнении с динамичными скульптурами атлетов раннего периода, мужчины эпохи Высокой классики спокойны — их движения размеренны, тела расслаблены. Однако ничто в их образах не дает повода усомниться в их физической силе и атлетическом сложении.
Статных атлетов периода Высокой классики в своих работах изображал Поликлет. Он стал первым скульптором, применившим особое положение тела — его герои опирались на постамент только одной ногой, что придавало скульптуре ощущение расслабленности и спокойствия.
Расцвет
Период Высокой классики, подаривший миру гениальных художников и гениальные открытия, стал своеобразным расцветом скульптурного мастерства. Именно в это время мастерами были описаны основные принципы передачи гармонии и человеческих пропорций, динамики в навеки застывшем камне.
Поздняя классика (IV век до н. э.)
Поздняя классика характеризуется кардинальной сменой основных посылов скульптуры. Настало время, когда не столь важны движения физические, сколько движения души. Скульптурные изображения приобретают больше деталей, на лицах античных юношей и девушек появляются эмоции, скульптура начинает передавать чувства героев.
Необходимость тщательной проработки деталей открывает для скульпторов мрамор — материал, идеально поддающийся обработке.
Глубокая чувственность свойственна статуям известного скульптора поздней классики — Праксителю. Его работа «Аполлон Савроктон», изображающая юного бога в момент перед тем, как он пронзит стрелой маленькую ящерицу, вселяет ужас пустым и безразличным взглядом героя, настроенного совершить убийство.
Признанный гений
Немало гениальных скульпторов, повлиявших на развитие всемирного искусства, подарила миру античная Греция. Однако самым прославленным и известным по праву считается Фидий. Этот признанный ещё при жизни скульптор во многом определил развитие всего европейского искусства.
Наиболее известная работа Фидия — статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света древнего мира. Изображённый восседающим на троне, Громовержец источал спокойствие и властность. В левой руке Зевса находился скипетр, правая же рука держала статую Ники — греческой богини победы.
Особенности античных скульптур
Кипящие страсти
Пожалуй, самым неординарным скульптором античного мира можно назвать Скопаса. Его подход к скульптуре отличался от традиционного. Например, во времена, когда излюбленным материалом всех художников была бронза, Скопос ваял свои шедевры из мрамора. Другой особенностью, отличающей автора от современников, стали экспрессивные сюжеты его творений — они полны страстей, движения и переживаний героев.
Плавность
Совсем не похожей на стиль страстного Скопаса была манера другого античного скульптора — Праксителя, мастера плавных линий, грациозных тел и внутренней одухотворенности героев. Эти особенности отлично прослеживаются в классическом мужском образе, созданном скульптором, — Гермесе. Гермес Праксителя безмятежен и грациозен. Его изящная поза и плавные движения говорят нам о мечтательности героя, его утонченной натуре.
Внимание к деталям
Характерное для периода поздней классики внимание к деталям нашло свое отражение в работах еще одного гениального скульптора — Лисиппа. Преимущественно работающий с мужскими образами, Лисипп создавал скульптуры с несвойственным для своего времени натурализмом. Мужчины Лисиппа не похожи на классических античных героев, их пропорции слегка удлиннены, а головы кажутся несколько уменьшенными. Особое внимание художник уделял едва заметным деталям — например, глазным векам или пальцам ног.
Эллинизм
Наверное, ни на одно другое направление искусства период эллинизма, соединивший в себе греческую и восточную культуры, не оказал такого значительного влияния, как на скульптуру.
Скульпторы всеми силами пытались передать величие наступившей эпохи — падение великих империй, расширение границ, грандиозные открытие — все эти события нашли отражение в гипертрофированной монументальной скульптуре периода Эллинизма, чаще всего изображавшей греческих богов.
Примером такой работы служит образ Колосса Родосского, созданный выдающимся скульптором своего времени — Хересом. Эта огромная скульптура, прославляющая бога Солнца Гелиоса, имела поистине поразительные размеры — около 36 м в высоту. Вглядывающийся вдаль сильный и стройный юноша с горящим факелом в руке был настолько велик, что его могли видеть жители соседних островов.
Другим достоянием периода Эллинизма стала скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья». Оригинал скульптуры не сохранился до наших дней, а над созданием копии монументальной группы трудилось сразу три ваятеля: Агесандр, Полидор и Афинодор. Несмотря на то что скульптура состоит из трех связанных образов, основное внимание приковано к его среднему звену — отцу Лаокоону. Лицо его обезображено болью, тело скручено в неописуемых муках. Схожие эмоции передают и изображения сыновей Лаокоона. Так, мужские образы, запечатленные в камне, как никогда точно передают страдания пока еще живого, но стремительно теряющего свою национальную идентичность греческого народа.
Влияние Востока
Период Эллинизма напрямую связан с влиянием Востока на греческое античное искусство. В это время распространившаяся на восточные земли греческая культура начала активно перенимать характерные черты искусства восточных соседей. Именно оттуда в греческую скульптуру проникли роскошные драпировки и мелкие детали, несвойственные классической греческой скульптуре.
Статуи греческих богов — мировое скульптурное наследие
Наполненные философским смыслом и общечеловеческой моралью, образы античных греческих Богов были перенесены человечеством сквозь века. Сегодня, как и тысячи лет назад, люди от мала до велика заслушиваются древнегреческими мифами и легендами и ищут умиротворение и душевные силы, созерцая творения античных мастеров.
Статуи греческих богов стали настоящим наследием не только мировой скульптуры, но и всего мирового искусства. Образы сильных греческих мужей по сей день являются эталоном героизма и привлекательности, о них слагают песни, их изображают на бумаге и описывают в прозе.
Наиболее яркими и запоминающимися стали скульптурные образы Зевса Громовержца, предводителя муз Аполлона, бога морей Посейдона, а также молодых красавцев Гермеса и Диониса.