Развитие скульптуры: от истоков до наших дней

Слово «скульптура» вошло во многие языки мира от латинского sculpo — вырезаю, высекаю. Сегодня скульптура — это вид изобразительного искусства, мастерство создания объемных фигур и композиций из множества материалов: камня, дерева, глины, металла, стекла... В основе искусства скульптуры лежит принцип осязательности и телесности, ценятся материальные качества произведенной формы. Искусство скульптуры имеет очень богатую и насыщенную историю — от древнейших времен, когда человек только появился как вид, и до наших дней. В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития скульптуры от Древнего мира и до XXI века.

В одной из наших статей мы уже рассказывали об основных видах скульптуры. Всю скульптуру можно условно разделить на два вида: круглая скульптура и рельеф. К круглой скульптуре относятся статуи, скульптурные группы, статуэтки и бюсты. Отличительной особенностью круглой скульптуры является возможность зрителя осмотреть фигуру с разных сторон, оценить ее в пространстве, — все это обеспечивает разностороннее восприятие произведения. Рельеф же представляет фигуру отчасти погруженной в плоский фон. Рельеф подразделяется еще на три вида: барельеф, горельеф и контррельеф. Барельеф — это фигура, выступающая из плоскости менее, чем на половину; горельеф — фигура, выпуклая наполовину; а контррельеф — это заглубленная, «утопленная» в поверхности фигура.

Появление первых скульптур

Первая скульптура появилась задолго до нашей эры. Исследователи сходятся во мнении о первобытной скульптуре, что первые люди начали вырезать статуэтки из костей, бивней и мягкого камня, чтобы передать потомкам свои знания и сохранить память о современниках, членах племени и семьи. Древние люди, еще не вышедшие из дикого состояния, хотели в образе скульптуры выразить идею божеств и идолов. Наиболее известными широкой общественности представляются палеолитические Венеры — обобщающее понятие для множества найденных археологами статуэток женщин, обладающих некоторыми общими признаками. Большинство статуэток имеют ромбовидную форму: суженные вверху и внизу, и широкие в средней части. У многих «Венер» подчеркнуты определенные анатомические особенности, так, древних женщин изображали с большим животом, широкими бедрами, объемными ягодицами и грудью. Некоторые статуэтки изображали беременных женщин. Ученые объясняют такие характеристики культом фертильности, широко распространенным в древние времена. До развития сельского хозяйства и скотоводства излишний вес и тучные формы могли символизировать стремление человека к изобилию, безопасности и плодородию.

Согласно исследованиям ученых, первые Венеры палеолита были созданы 30-35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита и относятся к расцвету ориньякской культуры. Большинство найденных статуэток имеют небольшой размер — от 4 до 25 см в высоту.

Венера из Холе-Фельс, 35 тыс. лет до н. э.

Венера из Холе-Фельс

Венера Виллендорфская, 25-28 тыс. лет до н. э.

Венера Виллендорфская

Скульптура в Древнем Египте

Древние египтяне, старейший из культурных народов древнего мира, первыми начали ваять скульптуры. Развитие скульптуры Древнего Египта сопутствовало развитию архитектуры, произведения служили украшениями храмам, изображали богов, царей и мифических созданий.

К монументальной скульптуре древнеегипетской цивилизации можно отнести небезызвестного «Большого сфинкса» — фигуру, высеченную из монолитной известняковой скалы около 2500 года до н.э. Поблизости находится архитектурное сооружение — погребальная пирамида фараона Хефрена. «Большой сфинкс» является самой древней монументальной скульптурой, известной на сегодняшний день. Египтяне постигли и искусство рельефа: на стенах храмов и гробниц изображались сюжеты из жизни фараонов и великих людей того времени, а также иллюстрации к преданиям и мифам о подвигах богов и героев.

«Большой сфинкс» на фоне пирамиды Хефрена, ок. 2500 лет до н. э.

египет1

Рельеф из гробницы генерала Сехетепибра, ок. 1800 лет до н. э.

египет2

К скульптуре Древнего мира относятся также произведения ассирийской, персидской, индийской и китайской цивилизаций.

Так, исследователи Месопотамии обнаружили произведения халдейско-ассирийского ваяния, датируемые 1000-600 гг. до н. э. Отличительными чертами скульптуры древней Месопотамии является значительная выпуклость рельефа и общая суровость концепции произведений, преувеличенная демонстрация физической силы. Религиозная скульптура Месопотамии содержит изображения мощных и мускулистых фигур крылатых львов и быков с человеческими головами, которые венчают царские тиары. Такие фигуры изображали шеду — духов-хранителей шумеро-аккадской мифологии.

Древнеперсидская скульптура во многом схожа с произведениями Месопотамии; персы тоже ваяли скульптуры для декорирования дворцов царей и знати, создавали рельефы и изображения, отражающие сюжеты придворной жизни, воплощали в камне крылатых животных с человеческими головами.

Скульптурное искусство Древней Индии напрямую относит нас к религиозным воззрениям народа того времени. Индийцы изображали в камне богов и их подвиги, придавали фигурам символические, таинственные и местами утрированные позы. Особой чувственностью и страстностью отличались женские фигуры богинь и духов природы.

В Древнем Китае широкое распространение получила резьба по камню. Каменные скульптуры, украшающие дома и гробницы, свидетельствовали о высоком статусе древнекитайской знати. Китайцы изображали в камне не только образы божеств и священных животных, но и сцены из жизни военных генералов и императорских служащих. Мировую известность китайская скульптура обрела после открытия учеными в XX веке гробницы императора Цинь Шихуанди. В гробнице были обнаружены по меньшей мере 8000 уникальных терракотовых статуй в человеческий рост, изображающих императорскую армию. По оценкам ученых, произведения датируются II веком до н.э.

Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина

человекобык

Крылатый человеколев из дворца Тукульти-Нинурты I

человеколев

Античная скульптура

Античную скульптуру, в целом, можно разделить на два обширных направления: скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима.

Статуя, изображающая человека или бога – это главная форма древнегреческого искусства. Античные древнегреческие статуи располагались повсюду: в храмах, на площадях древних полисов, в садах, на берегу моря… Греки всегда пытались подчинить камень и изобразить в нем человеческие пропорции. Поэтому скульптуры древнегреческих богов были антропоморфными, изображая их фигуры лишь немного более совершенными, чем фигуры обычных людей. В античной культуре ценилась идеализация художественных образов, поэтому образы героев и богов до сих пор поражают зрителя гармонией пропорций, легкостью и поразительной точностью изображения человеческого тела.

Греческая скульптура утратила восточное влияние и начала развиваться самостоятельно к V веку до н. э. Веком наивысшего расцвета древнегреческой скульптуры принято считать Век Перикла. Известными скульпторами того времени считаются Каламид, Мирон и Фидий. Каламид сочетал в каменных изваяниях грациозность и тонкое художественное чутье натуры; Мирон привнес в скульптуру совершенно новый для тех веков элемент – движение; Фидий ваял преимущественно статуи богов, наделяя их небывалым величием и благородством. В большинстве своем произведения этих авторов не сохранились до наших дней, но в последствии множество скульпторов, придерживаясь их школы, продолжали и развивали дело великих мастеров.

«Дискобол» Мирона, мраморная реконструкция

дискобол

Колосс Родосский, III век до н. э.

колосс

Скульптуры Древнего Рима многое позаимствовали у греков. Однако римляне выдвинули на первый план индивидуализацию, которая в последствии вытеснила художественную идеализацию, характерную искусству Древней Греции. В Древнем Риме на смену совершенным формам пришел реализм натуры; кроме того, скульптура римлян носила идеологический и пропагандистский характер: скульпторы создавали произведения, направленные на поддержание военной власти того времени. Так, древнеримские правители способствовали распространению собственных портретных бюстов по всем уголкам империи: каждый житель Рима должен был поклоняться авторитету величественного вождя. Древнеримская скульптура отличалась от древнегреческой сухостью и грубостью форм; произведения того времени – это в основном копии знаменитых греческих скульптур. Римляне использовали для изготовления скульптур в основном мрамор, иногда – бронзу.

Император Коммод в образе Геркулеса, 191 г. н. э.

Коммод

Император Калигула, I век н. э.

Калигула

Эпохи Средневековья, Готики и Возрождения

В эпоху средневековья искусство скульптуры потеряло былое величие. Это связано с приходом христианства; согласно идеологии этой религии, пластические образы и формы фигур, их чувственность и материальность могли вернуть верующих к пережиткам идолопоклонства и языческих культов. На смену сюжетам мифологии пришли библейские сюжеты, которые изображались преимущественно в мозаике и живописи. В эпоху раннего средневековья скульптура находилась в упадке, создавались в основном атрибуты религии: кресты, рамы священных икон, внешний и внутренний декор храмов.

Эпохе Возрождения предшествовала Готическая эпоха. В это время средневековые скульпторы работали над украшением величественных готических соборов, ваяли статуи христианских святых и мучеников. Поэтому готическая скульптура неотделима от архитектуры того времени и представляет собой часть средневековых религиозных сооружений.

XV век стал периодом глобальных изменений не только в живописи и скульптуре, но и в искусстве в целом. Художники эпохи Возрождения снова обратили взгляд к античности, стали предпринимать попытки возродить традиции прошлого после многовекового забвения и темных времен Средневековья. Скульпторам и живописцам пришлось заново открывать перспективу и пропорции. В эпоху Возрождения скульптура античности стала восприниматься не как шаблон для подражания, а как историческое осознание связи прошлых веков с настоящими. Мастера Ренессанса стремились отбросить готические и византийские традиции и вернуться к классике эллинизма и древнеримской доблести.

Прародиной Ренессанса принято считать Флоренцию. Этот регион Италии подарил истории таких великих скульпторов как Донателло, Лоренцо Гиберти и всемирно известного Микеланджело Буонарроти.

Лоренцо Гиберти совершенно по-новому подходит к теме статуи. В 1414 году скульптор завершает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле. Работа характеризуется идеей возрождения античности с помощью христианской духовности. Гиберти возрождает пришедшую в упадок технику отливки круглых бронзовых скульптур. «Иоанн Креститель» воплотил в себе благородство позы и движения, схожее с оратором времен античности, и одновременно смирение и напряжение христианского духа.

Великий мастер Донателло в своей работе также обращался к искусству античности. В понимании Донателло классическая скульптура была не вновь обретенным благом, а достоянием флорентийского народа. Скульптор также работал с круглой скульптурой, выдвигая на первый план задачи пластики и формы. Линии скульптур Донателло искусствоведы называют дугообразными и полными внутренней нравственной силы. Эта сила передается зрителю через прочность посадки головы скульптур, сдержанность жестов и господство фигуры над окружающим пространством.

Л. Гиберти: Иоанн Креститель, 1414 г.

Гиберти

Донателло: Иоанн Евангелист, 1415 г.

Донателло

Микеланджело Буонарроти является, пожалуй, ключевой фигурой эпохи Ренессанса и раннего барокко. Произведения Микеланджело считались наивысшим достижением искусства того времени еще при жизни мастера. Самым известным произведением Микеланджело считается «Давид» – статуя из мрамора, изображающая иудейского царя перед схваткой с Голиафом. Скульптор изображает в камне образ человека-борца, передает невероятную силу духа, сосредоточенность, и вместе с тем красоту и совершенство человеческого тела, задуманного таким самой природой.

Обращаясь к библейским сюжетам, Микеланджело изобразил и Деву Марию, оплакивающую смерть Иисуса Христа. Скульптурная группа получила название «Оплакивание Христа» или «Пьета». Скульптура была выполнена на заказ для французской католической церкви.

Ренессанс оказал огромное влияние на формирование в XVI веке эпохи барокко. Скульптура барокко отличается контрастной проработкой объемов, сочетанием в одной фигуре впадин и выпуклостей, создающей такую игру светотени, которая влияет на восприятие произведения зрителем. Для барокко характерны использование статуй вместо колонн и стоек, использование традиционной скульптуры в оформлении могил и алтарей, распространение мемориальных памятников. Мастера времени барокко создавали реалистичные и тонко проработанные фактуры поверхностей, уделяли особое внимание сложным драпировкам, ставили перед собой цель увековечить движение и воссоздать жесты, позы, выражения лиц героев скульптур максимально реалистичными. Скульптура барокко подвижна практически всегда: мастера отказались от изображения статичных фигур в пользу желания передать драматичный, наполненный динамикой момент. Самым известным представителем скульптуры барокко является итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини.

Микеланджело: Давид, 1504 г.

Давид

Дж. Л. Бернини: Аполлон и Дафна, 1625 г.

Бернини

От классицизма к модерну

Классицизм в скульптуре характеризуется строгостью форм, самодостаточностью фигур и предметностью образов. Наибольшее значение в эпоху классицизма отдавалось декоративной составляющей; такие скульптуры были призваны украшать интерьер домов, служить безупречным объектом любования. Однако мораль XVIII века не предполагала изображение обнаженной натуры, поэтому великих полководцев, государственных и политических деятелей изображали в виде древнеримских богов, но в полном боевом снаряжении, либо в тогах. Женские фигуры изображались в легких туниках. В работах скульпторов того времени четко прослеживаются аллегорические мотивы; мастера старались привнести в работы изящество, текучесть и плавность форм.

К XIX веку в искусство скульптуры проник импрессионизм. В это время в мире сформировалось новое поколение творцов, противостоящих реалистическому направлению. Художники и скульпторы отдавали предпочтение художественному обобщению, которое пришло на смену тщательной детализации классицизма. Импрессионизм в скульптуре подразумевает живое и свободное моделирование мягких форм, сложную игру света и тени на поверхностях фигур. Характерно также ощущение незавершенности: скульпторы оставляли на поверхности следы пальцев или стеки. Воссоздаваемая незаконченность скульптур была призвана отразить стремление художников показать ненаигранные движения, живую натуру.

Антонио Канова: Три грации, 1816 г.

Три Грации

Огюст Роден: Адам, 1881 г.

Адам

Скульптура XX века включает множество направлений, среди которых существуют известные нам кубизм, абстракция, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм, футуризм, абстрактный экспрессионизм, модернизм и другие течения.

Говоря об эпохе в целом, скульптуре XX века характерно внедрение пространства в композицию. Скульптура как дематериализована под давлением пространства, так и делает его частью себя. Художники и скульпторы XX века пытаются объединять в одной композиции несовместимые объекты и материалы, затем – избавиться от лишнего и дать волю абстрактным идеям. Особое значение в скульптуре того времени приобретают также минимализм и геометричность. В скульптуре отражаются понятия монументальности и чистоты линий. В общем, скульптура XX века приобретает значение во взаимодействии со средой, в которой находится.

Умберто Боччони: Уникальные формы непрерывности в пространстве, 1913 г.

Боччони

Вера Мухина: Рабочий и колхозница, 1937 г.

Мухина

Скульптура XXI века вобрала в себя все художественные направления и вышла далеко за рамки определенных архитектурных стилей. Мастера Art Stone Group готовы создать для вас произведение искусства в любой стилистике — от античных статуй до постмодернистских арт-объектов!

ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ
[luig-row] [luig-block]
[luig-taxonomy]
[luig-title]
[/luig-block] [/luig-row]
Загрузить еще