Каменная революция Анджело Манджаротти

Анджело Манджаротти (Angelo Mangiarotti) — известный дизайнер, скульптор и архитектор, одна из ключевых фигур итальянского дизайна XX века.

Талант и мастерство Манджаротти проявлял в различных сферах: занимался дизайном светильников, посуды, настольных часов и ваз, а также участвовал в проектировании зданий железнодорожных станций в Милане и церкви Матери Милосердной.

Искусство дизайнера было оценено наградами на международных выставках, за творческий вклад в сфере дизайна Анджело Манджаротти удостоен премии Compasso d'Oro. Его проекты входят в коллекцию Музея современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке (МоМА).

Анджело Манджаротти преподавал в итальянских и зарубежных университетах, участвовал во многих международных конференциях и семинарах. По словам дизайнера, его всегда привлекало выражение средствами дизайна взаимоотношений людей и материалов, он много исследовал свойства материалов, чтобы использовать все их возможности.

В 60-е годы XX века Анджело Манджаротти совершил настоящую каменную революцию. Несмотря на то, что мебель из камня в Италии любили во все времена, в середине прошлого века камень был незаслуженно забыт — итальянские дизайнеры переживали настоящий бум пластика. Натуральный камень стал непопулярным материалом.

Именно Анджело Манджаротти начал работать над новыми формами и занялся дизайном каменной мебели. Скульптор применил необычную технику: мебель удерживалась на опорах только под собственным весом, все предметы — столы, консоли, столешницы — сделаны без единого шурупа или болта. Дизайнер использовал конусовидные ножки и тщательно вырезал пазы, в которые укладывались плиты.

Изделия Анджело Манджаротти подвергались критике, а многие заказчики, узнавая технические детали создания мебели, сомневались в надежности конструкций. Ассистенты дизайнера вспоминают, что для демонстрации устойчивости столов приходилось забираться на них с ногами, а иногда на столешницах сидели сразу несколько человек.

Создавая свои предметы мебели, Анджело Манджаротти использовал известняк, оникс, тосканский песчаник, но излюбленным материалом всегда был мрамор. Дизайнер специально приезжал в Каррару, чтобы перенять у потомственных каменотесов традиции и тонкости обработки камня.

В 1971 году после очередного посещения Каррары, скульптор выпустил свою известную коллекцию консолей и столов Eros. Дизайнер использовал самые разные сорта итальянского мрамора. Массивные ножки подчеркивали естественные узоры камня, а название коллекции оправдывали округлые формы столешниц, словно обнимающие свои опоры.

По словам Анджело Манджаротти, полированный камень всегда производит двойственное впечатление. Мрамор по своей природе — тяжелый и внушительный материал, но при грамотном проектировании изделия будут казаться невероятно хрупкими. Дизайнер создавал буквально растворяющиеся в воздухе вазы из алебастра и оникса.

В настоящее время мебель по дизайну Анджело Манджаротти не производится, изделия можно найти в частных коллекциях и антикварных магазинах. Возможно, скоро произойдет перевыпуск шедевров итальянского мастера, на аукционах интерес к изделиям Манджаротти просто огромен.